Святая бернадетта из лурда. Нетленные святые, правда или фальсификация? Явления Девы Марии

16 апреля Католическая церковь чтит память святой Бернадетты Субиру (7 января 1844 года - 16 апреля 1879 года), которая известна тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария.
Бернадетта Субиру была дочерью разорившегося мельника из города Лурд (Франция). 11 февраля 1858 года четырнадцатилетняя Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Они дошли до того места, где мельничный канал сливается с потоком Гаве: здесь нужно было перейти его вброд, и Бернадетта в замешательстве остановилась, потому что вода была холодна как лед. Когда она снимала чулки, чтобы не замочить их, она услышала шум, как будто от налетевшего ветра. Она обернулась и посмотрела на деревья, росшие на лугу, но они стояли неподвижно, потом повернула голову по направлению к гроту, у входа в который рос куст шиповника, казалось, колыхавшийся от ветра. Грот осветился "нежным, живым светом", как впоследствии сказала Бернадетта, когда ее заставили подробно рассказывать о случившемся, и в этом свете она увидела нечто, похожее на девушку в белом.

Бернадетта Субиру. Фотография

Бернадетта, которую видение вместе привлекало и страшило, сделала единственное, что могло придать ей мужества: достала из кармана свои бедные четки и попыталась начать розарий. Но она не могла даже осенить себя крестным знамением, пока широким, торжественным, прекрасным движением не перекрестилась "барышня", которую она видела перед собой.
Девочка стала читать свой розарий, видение молча перебирало зерна своих четок.
Когда розарий кончился, Бернадетте было приказано приблизиться, но она не осмелилась сделать это. Видение исчезло.

Явление Девы Марии Бернадетте. Витраж


Воображение Бернадетты было настолько бедно, что она даже не знала, как объяснить случившееся. Она думала, что ее подруги видели то же самое, что она, но, заговорив об этом, поняла, что они не видели ничего. Она раскаялась, что начала разговор, но было уже поздно, и новость молниеносно распространилась. Между 11 февраля и 16 июля 1858 года Пресвятая Дева являлась восемнадцать раз: во время ее явлений Бернадетта часто приходила в состояние экстаза и не реагировала на происходящее вокруг, даже если огонь свечи обжигал ей руки. Все видели, что девочка говорит с представшим ей видением, что на ее лице появляется то выражение счастья и блаженная улыбка, то выражение глубокой грусти и чуть ли не слезы, по-видимому, в зависимости от того, что она слышит. В пещере, где являлась Дева Мария, открылся водный источник, который оказался целительным. В Лурд повалили толпы паломников. Сначала дева из грота не говорила своё имя, но в конце концов сказала: "Я - Непорочное Зачатие".

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь сестёр милосердия в Невере, где провела остаток дней, ухаживая за больными и занимаясь рукоделием. 16 апреля 1879 года в возрасте 35 лет она умерла от туберкулёза.
После смерти тело её осталось нетленным. 8 декабря 1933 года, через 54 года после смерти, Бернадетта Субиру была признана католической церковью святой.


Святая Бернадетта, молись о нас.

  • Город южный
  • Вероисповед.: католичество

«Я – НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»

Стоя перед Лурдским гротом, слыша за спиною шум текущей Гавы и глядя, задирая голову, на мощную базилику, что вознеслась над скалами, поросшими кустарником, невольно думаешь: вот, сто пятьдесят лет назад здесь были только эти скалы, кустарник и шум потока. Сегодня здесь – одно из самых чтимых, величественных и посещаемых святилищ на земле. Откуда что взялось? – «Из ничего и будет ничего!»: с таким очевидным принципом не поспоришь. То, что с такой наглядной очевиднос-тью возникло на этом месте: величественные базилики, от трех до четырех миллионов па-ломников ежегодно, многотысячные ежедне-вные процессии, – непреложно свидетельст-вует: было, что-то было, что вызвало все это к жизни!

…А была сначала только маленького роста болезненная девочка-подросток из нищей семьи, по имени Бернадетта Субиру. Сюда, на берег Гавы, она пришла с сестренкой и кузиной за хворостом. Девочки собирали не только хворост: река нередко выносила на берег кости погибших животных, и они тоже шли в дело – их жгли на сажу для изготовления краски. Грошовый, но приработок! (К слову сказать, семейство Субиру так обнищало, что жили они в помещении бывшей муници-пальной тюрьмы – «бывшей» потому, что условия там были признаны непригодными для содержания заключенных).

Тот день, 11 февраля 1858 года, оказался для добытчиц неудачным, ничего особого найти не удалось, и девочки уже собрались уходить. Между гротом и Гавой в те времена имелась неглубокая протока, и спутницы Бернадетты смело зашлепали по ней вброд, однако Бернадетта замешкалась – боялась промочить чулки и простудиться. Она приотстала, нагнулась, чтобы снять чулки, и тогда, оглянувшись, увидела… Нет, Бернадетта не знала, что именно или Кого она увидела. Поняла только, что видит нечто необычное: Даму необычайной красоты.
Дама стояла на возвышеньи в гроте, как на постаменте: сегодня на этом месте установлена статуя Пресвятой Богоро-дицы Лурдской. В подножии статуи выведены слова, которые когда-то услыхала Бернадетта: «Que soy era Immaculada Counceptiou». На местном диалекте это значит: «Я – Непорочное Зачатие». Но прозвучали эти слова не в первый день явлений, не 11 февраля, а позже. Поэтому Бернадетта говорила о Ней «Дама». Девочка не сразу признала в Даме Пресвятую Богородицу.
В первый момент она даже испугалась, и потому, когда неде-лю спустя все-таки пришла сюда снова, то принесла с собою пузырек святой воды; но когда подняла руку с этим пузырьком, чтобы окропить видение, Дама улыбнулась, Сама подняла в ответ руку, в которой держала четки Розария, и осенила себя крестным знамением.

В следующий раз, 24 февраля, Дама велела Бернадетте «пить и омываться из источника», и указала на совершенно сухое место на полу грота.
Девочка стала на колени, принялась разгребать ногтями сухую твердую почву, и вот ямка заполнилась мутной водой, и Бернадетта принялась черпать и пить ее горстями. Приток воды усилился, скоро потянулась струйка, затем она выросла в ручеек, потом в ручей. Этот ручей течет там до сих пор, и тысячи людей со всего света – до 60 тысяч больных в год – находят в его воде помощь и укрепление. Духовная помощь здесь подается каждому, телесное здоровье обретает, нет, не каждый, но исцеления насчитываются тысячами. Придирчивая медицинская комиссия, рассмотрев их по специальной строгой процедуре, признала чудесными около шестидесяти исцелений. На деле их гораздо больше, просто далеко не всякий больной спешит зарегистрироваться согласно строгой процедуре. (Я помню по фотографиям, что в гроте висели десятки костылей, оставленных там исцеленными. Когда я сам попал впервые в Лурд, костылей оставалось только три-четыре, а сейчас ни одного больше не висит. Какая-то странная «политкорректная» робость…).

Слухи об удивительных явлениях и об источнике разнеслись по городку сразу. Уже 4 марта у грота собралось восемь тысяч человек. «Даму» видела только Бернадетта, но остальные видели Бернадетту, и этого было достаточно. Бернадетта менялась, преображалась. Они ведь знали эту девочку – убогую, неграмотную, – она и по-французски-то не говорила, вот почему «Дама» назвалась на местном диалекте! А назвалась Она в ответ на просьбу Бернадетты, а попросила Бернадетта Ее назваться по настоянию лурдского кюре, аббата Пейрамаля, который поначалу относился ко всему весьма скептически. И вот, услышав, как назвала Себя Дама, Бернадетта помчалась в город, вверх по крутой тропинке, сообщить ответ господину кюре, а чтобы не забыть непонятные слова, непрестанно повторяла на бегу: «Que soy era Immaculada Counceptiou!.. Que soy era Immaculada Counceptiou!..» – «Я – Непорочное Зачатие».

Но что же значат эти непонятные, непредставимые в устах неграмотной пастушки слова: «Я – Непорочное Зачатие»?
Это понятие зародилось давно, за пятьсот лет до Берна-детты, в XIII веке. Уже тогда выдающийся францисканский богослов той эпохи, Дунс Скотт, высказал свое убеждение в том, что Пречистая Дева Мария, Матерь нашего Спасителя Иисуса Христа, никак не могла быть ни одного мгновения причастна порче и пороку, которые с Адама и Евы тяготеют над каждым человеком, их потомком, в результате первородного греха. Сын Божий, Иисус Христос, зачатый от Духа Святого, никак не мог бы воплотиться в существе, хоть на мгновение подверженном греху и скверне. А это значит, что ради Своего предназначения быть Матерью Спасителя, Пречистая Дева Мария была, специальным действием Божьей благодати, предохранена от скверны первородного греха и всех иных грехов с самого Своего зачатия. Слова «Непорочное Зачатие» означают именно это. (Не надо думать, что непорочность зачатия предполагает какое-то нарушение природной, физиологической стороны дела. В отличие от бессеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария была зачата Своими родителями обычным, естественным образом. Исключительной была только духовная сторона этого события: его непорочность).

Рассуждение Дунса Скотта выглядело безупречным; но Церковь не спешит предлагать даже самые безупречные рассуждения своих богословов в качестве догмата, что значит, истины веры, обязательной для каждого христианина, без основательного, тщательного исследования. В данном случае исследования и обсуждения епископов и богословов длились добрых пятьсот лет. Папа Климент XI (годы понтификата 1700-1721) установил на день 8 декабря обязательный праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, что означало фактическое признание Церковью данного положения. Но окончательное, каноническое признание состоялось 8 декабря 1854 года, когда Папа Пий IX в булле Ineffabilis («Непорочное») провозгласил Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии догматом католической веры. И вот, четыре года спустя, этот догмат получил такое неожиданное и весомое подтверждение.

Бернадетта не читала богословских книг; на тот момент она вообще не умела читать. Но католические догматы и богос-ловские дискуссии лежали далеко за пределами внимания отнюдь не только неграмотной пастушки. Сколько людей и тогда, и в наши дни, и самых образованных, и даже верующих, считали и считают богословие излишним умствованием, а богословов чуть ли не бездельниками? – В редком разговоре о схоластах не обойдется без иронического упоминания много-умных дискуссий о том, сколько ангелов может разместиться на кончике иглы… Между тем, даже этот абстрактнейший вопрос был вовсе не так бесполезен, как думают насмешники: ведь как раз из обсуждения подобных вопросов развилась формальная логика, основа основ любой науки.
Догмат о Непорочном Зачатии не исключение: многим кажется, что для спасения совсем не обязательно входить в такие тонкости. Ну, что ж, пусть они спросят об этом у тех, кто оставил в Лурде свои костыли. Или тех, кто там оставил свои грехи: таких гораздо больше.

А что же Бернадетта? – С обычной человеческой точки зрения, девочку можно только пожалеть. Удостоившись с 11 февраля по 6 июля 1858 года шестнадцати явлений, оказавшись в центре восторженного внимания, она в дальнейшем не испытывала больше никаких особых милостей, напротив. Лучше всего свою судьбу описала она сама: «Я как веник после уборки. Когда им подметут, его ставят в угол и больше о нем не вспоминают». «В угол» Бернадетту поставили на весь остаток ее жизни, впрочем, недолгой: в тридцать пять лет, 16 апреля 1879 года, она умерла от туберкулеза. Туберкулез тогда не лечили, перед смертью она страшно мучилась, но еще больше, может быть, мучилась она в те годы до смерти, когда сестры монастыря Сен-Жильдар в Невере, куда она поступила в 1866 году, обращались с нею исключительно сурово, видимо, из профилактических соображений, чтобы эта маленькая визионерка не слишком о себе воображала.

Нет, она ничего о себе не воображала. Она себя считала скромным веником в углу.
Но, оказалось, там, где знают людям истинную цену, о ней рассудили иначе.
Тело Бернадетты погребли в дубовом оцинкованном гробу 19 апреля 1879 года. 22 сентября 1909 года, согласно процедуре начатого процесса беатификации, состоялось каноническое обследование тела. Гроб извлекли, раскрыли, и оказалось, что "тело Бернадетты, вопреки всем законам природы, ни в малейшей мере не подверглось процессам разложения и полностью сохранило удивительную свежесть и красоту.

Подробный официальный отчет об эксгумации находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. Там же, в монастыре, в стеклянном саркофаге, покоится и тело св. Бернадетты, до сего дня сохранившееся полностью нетленным. Нетленные мощи святых имелись и почитались в Церкви издавна. Но маленькая Бернадетта выглядит исключительно даже на этом великом фонe.

Святая Бернадетта, в убожестве хранившая надежду, в славе – смирение, и в испытаниях – покорность! Ныне, в Небесной Славе, испроси для нас благодать непорочности и нетления у прекрасной Дамы, Которая сказала о Себе: «Я – Непорочное Зачатие»!

Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

  • Город Москва
  • Вероисповед.: католичество

«Оно осталось нетленным. Трижды в нашем веке ее прах извлекали из могилы и всякий раз его находили нетронутым, как будто Дева Мария оставила на нем знамение того, что сдержала свое обещание: "Я обещаю сделать тебя счастливой не в этой жизни, но в будущей ". catholic.ru


Упоминаются отчеты докторов, проводивших вскрытие. Приводятся их фрагменты. Но кое-что осталось за кадром.

«Как только завершилась хирургическая часть, доктор Комт обернул тело бинтами, оставив открытыми только лицо и руки. Тело Бернадетты затем положили в гроб, но оставили открытым. В этот момент был сделан точный слепок лица с тем, чтобы парижская фирма «Пьер Иманс» смогла изготовить токую восковую маску по этому слепку и сохранившимся фотографиям. Было опасение, что хотя тело и подвергалось мумификации, черный оттенок лица, запавшие глаза и нос будут производить неприятное впечатление на публику » http://www.ewtn.com/...ry/bernbody.htm

  • Город южный
  • Вероисповед.: католичество

Где-то тут была тема о мощах. Почитайте.

Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

  • Город Москва
  • Вероисповед.: католичество

Если это действительно реальная фото, то просто нет слов. Но даже если допустить, что это т. н. маска (вопрос-а руки тогда тоже маской покрыли? ведь они в столь же идеальном состоянии), то все равно мумия у которой всего лишь слегка черный оттенок лица, запавшие глаза и нос вряд ли производила бы негативное впечатление, т.к. есть мощи и худшей сохранности и никакого отторжения у верующих это не вызывает.

  • Город южный
  • Вероисповед.: католичество


Чудо Бернадетт

Тело святой Бернадетты осталось нетленнымВ субботу, 19 апреля, тело Бернадетты было закрыто в оцинкованном дубовом гробу, опечатанном и закопанном в монастырском саду. С того времени, вопреки всем законам природы, тело святой Бернадетты осталось нетленным, и до сегодняшнего дня сохраняет удивительную свежесть и красоту.

Бернадетта Субиру вступила в женский монастырь в Невере в 1866 году и пробыла там до самой смерти 16 апреля 1879 года. В субботу, 19 апреля тело Бернадетты было закрыто в оцинкованном дубовом гробу, опечатанном и закопанном в монастырском саду. С того времени, вопреки всем законам природы, тело святой Бернадетты остаётся нетленным, как внешне, так и внутренне, и до сегодняшнего дня сохраняет удивительную свежесть и красоту. Паломники, посещающие монастырскую часовню святого Жильдара в Невере, видят нетленное тело святой Бернадетты Субиру, облачённое в монашеское одеяние. Создаётся такое впечатление, что девушка просто спит. Многие спрашивают: «Действительно ли это она? Неужели её тело не подверглось разложению?» Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Сбор информации о добродетелях Бернадетты на епархиальном уровне закончился осенью 1909 г. В соответствии с церковными предписаниями необходимо было произвести так называемое каноническое опознание тела умершей, которое имело место (произошло) 22 сентября 1909 г. Официальный подробный отчёт о первой эксгумации хранится в архиве монастыря святого Жильдара. В нём сообщается, что гроб был открыт в 8.30 утра в присутствии епископа Готея из Невера и представителей епархиального суда. Изумлённым взорам присутствующих открылось идеально сохранившееся тело Бернадетты. Её лицо излучало девичью красоту, глаза были закрыты, как будто девушка была погружена в глубокий сон, а рот слегка приоткрыт. Её голова была слегка повёрнута влево, руки сложены на груди и обвиты заметно поржавевшими чётками; её кожа, под которой отчётливо проступал рисунок вен, была упруга и не отделялась от мягких тканей; также её ногти на руках и ногах находились в идеальном состоянии.

Два врача тщательно осмотрели тело. Под монашеской одеждой тело Бернадетты выглядело как живое, все его части были эластичными и целостными. В результате исследований был составлен протокол, подписанный врачами и свидетелями. Монахини омыли тело Бернадетты и облекли в новое монашеское одеяние, затем поместили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, опечатан и снова погребён в той же могиле.

С научной точки зрения факт нетленных останков Бернадетты, тридцать лет пребывавших во влажной могиле, что должно было ускорить разложение, – тем более, что при жизни Бернадетта была подвержена множеству болезней, – представляет собой явление сверхъестественное и необъяснимое.
Второе опознание тела Бернадетты произошло 3 апреля 1919 года, в присутствии епископа Невера, комиссара полиции, представителей мэрии и членов епархиального суда. Это опознание происходило так же, как и 10 лет назад, с той лишь разницей, что врачи Талон и Комте писали свои отчёты независимо друг от друга и без предварительных совместных совещаний. Оба эти заключения полностью совпадают друг с другом, а также с медицинским заключением, написанным 10 лет ранее врачами Давидом и Жорданом.

В 1923 году Папа Пий XI огласил героичность добродетелей Бернадетты Субиру, тем самым открыв путь к её беатификации. Необходимо было третье и последнее опознание тела, которое произошло 18 апреля 1925 года, через 46 лет и два дня после смерти Бернадетты. На нём присутствовали: епископ Невера, комиссар полиции, мэр города и врачебная комиссия. После принесения требуемой присяги гроб был перенесён и открыт в часовне святой Елены. К изумлению собравшихся тело Бернадетты находилось в идеальном состоянии! Процитируем здесь фрагмент заключительного отчёта, написанного главой врачебной комиссии, доктором Комте: «(...) тело Почтенной было нетронутым, (...) оно вообще не подверглось процессам гниения и разложения, что было бы естественным для такого длительного пребывании в могиле, выкопанной в земле (...)». Впоследствии доктор Комте опубликовал в научном журнале статью, в которой представил множество медицинских деталей: «Что меня во время исследования тела удивило, так это идеально сохранившийся скелет, все связки, кожа, а также эластичность и упругость мышц (...). Меня ввергло в истинное оцепенение состояние печени через 46 лет после смерти. Этот орган, такой хрупкий и уязвимый, должен быстро разложиться или же кальцинироваться и затвердеть. Но, рассекая печень, чтобы взять частицу мощей, я обнаружил, что она сохранила эластичность и нормальную консистенцию. В тот же миг я показал это своим ассистентам со словами, что этот факт сверхъестественного порядка».

Для мощей были взяты частицы печени, мышц, а также два ребра. Тело Бернадетты оставили в часовне святой Елены, опечатанной до момента беатификации, совершённой Пием XI 14 июня 1925 года. 18 июля 1925 года тело блаженной было помещено в прозрачный саркофаг, который установили в монастырской часовне справа от главного алтаря. Канонизация блаженной Бернадетты состоялась в Ватикане в 1933 году.

Если когда-нибудь ты отправишься в паломничество в Лурд и Невер, помни, что в стеклянном саркофаге находится чудом сохранившееся нетленным тело святой Бернадетты Субиру. Это то самое лицо и те самые глаза, которые 18 раз созерцали в Лурде явления Богородицы; это те самые руки, которые во время этих явлений перебирали бусинки чёток и разгребали в илистой земле чудесный источник; это те самые губы, которые передали недоверчивому настоятелю имя Марии – Непорочное Зачатие; это то самое чистое сердце, возлюбившее Любовь. Как говорит Священное Писание: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5,8).

Непрекращающееся чудо нетления тела святой Бернадетты призывает нас к обращению, к принятию радостной истины о том, что для Бога нет ничего невозможного, а каждому человеку для счастья необходимо принять дар Его милосердной любви. Чудесным образом сохранившееся тело святой Бернадетты также является знаком того, что смерть – лишь начало жизни в вечности и что наши тела воскреснут в последний день. Будем помнить, что вечную жизнь Иисус Христос жертвует каждому из нас даром в Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54). Не будем закрываться от этого дара вечной жизни, живя так, как будто Бога не существует, пренебрегая таинствами покаяния и Евхаристии, а также укореняясь в грехе. Будем помнить то, о чём говорит Священное Писание: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6,7-8).

Если ты живёшь во тьме неверия и греха, помни, что у тебя всегда есть шанс возвратиться. Если ты доверишься безграничному Божьему милосердию, в твоей жизни свершится чудо прощения грехов. «Чтобы заслужить это чудо, – говорит Господь, – не нужно совершать ни длительного паломничества, ни каких-то внешних обрядов – достаточно с верой припасть к ногам Моего наместника и поведать ему о своём несчастье, и чудо Божьего милосердия явится во всей полноте. Даже если душа, как разлагающийся труп, и в человеческом понимании воскресение невозможно, и всё потеряно, для Бога это не так. Чудо Божьего милосердия воскрешает подобные души. Несчастны те, кто не используют этого чуда Божьего милосердия. Напрасно вы будете взывать – будет же слишком поздно» (Дневник св. Фаустины, 1448). Ruthenia Catholica

Люди, живущие рядом со святыми, не только не замечают их святости пока не случится явного чуда, но и нередко не хотят видеть ничего святого в тех, чья святость будет очевидна для потомков и тогда, когда чудо происходит. Когда 11 февраля 1858 года «нежный, живой свет» озарил грот возле горы Масабель и Святая Дева, «прекрасная барышня», явилась бедной девочке из Лурда, в подлинность этого события не поверил никто.

Святая Мария Бернарда Субиру, или как её называли дома, Бернадетта, родилась 7 января 1844 года во французских Пиренеях в бедной семье, где была старшей из тех пяти детей, которые выжили. Она была слабой и болезненной, была неграмотна и в 14 лет ещё не была у Первого Причастия, хотя и очень этого желала. Семья Субиру очень бедствовала, и в 12 лет Бернадетте пришлось, несмотря на слабое здоровье наняться в служанки, где она работала за еду и за то, что хозяйка обещала учить её Катехизису, но вскоре взяла это обещание назад, утверждая, что девочка слишком глупа. Бернадетта продолжала мечтать о Первом Причастии, и с ней стал заниматься приходской священник, но и он считал её недостаточно умной. Эти обвинения в тупости и негодности, в отсутствии всяких способностей Бернадетта будет ещё много раз слышать в течение своей короткой жизни.

11 февраля 1858 года Бернадетта с сестрой и её подругой отправились к горе Масабель собирать хворост. Они дошли до места, где надо было перейти вброд через канал, и Бернадетта остановилась, чтобы снять чулки, прежде чем входить в воду, а девочки ушли немного вперёд. Услышав шум, какой возникает от порыва ветра, она оглянулась и увидела, как грот неподалёку осветился светом, который, рассказывая впоследствии о происшествии, она назвала «нежным и живым» и она увидела девушку в белом. Наверное, Бернадетта испугалась, потому что попыталась читать розарий, но пока не перекрестилась прекрасная девушка, не могла начать молитву. Наконец, она начала молиться, и «девушка» молилась вместе с ней, перебирая свои чётки. Затем, видение позвало Бернадетту подойти ближе, но девочка испугалась. «Барышня», как потом назвала её Бернадетта, исчезла. Когда Бернадетта заговорила о «барышне в белом» с сестрой и её подружкой, те не поняли о чём речь – они никого не видели. Вернувшись, девочки рассказали, что Бернадетта видела возле грота призрак.

Начались разговоры и догадки. Кто-то предположил, что это могла быть Пресвятая Дева, девочку расспрашивали, но Бернадетта говорила только: «Это было что-то в белом, похожее на барышню».Никто из так называемых «просвещённых людей» не поверил Бернадетте, не поверили ей и близкие. Её рассказ приписывали болезненному состоянию, чрезмерно развитому воображению, желанию привлечь к себе внимание, чему угодно, только не сверхъестественным причинам. Её ругали, даже наказывали, запретили ходить к гроту, но обычно очень послушная, здесь Бернадетта проявила удивительную настойчивость.С 11 февраля, до 16 июля 1858 года Пресвятая Дева являлась Бернадетте 18 раз. Сопровождавшие её к гроту не видели и не слышали того, что видела и слышала Бернадетта, но видели, что она охвачена экстазом, что она видит и слышит что-то удивительное. Её заставляли «проверять» видение: кропить грот святой водой, произносить заклинания и даже просить «барышню» написать своё имя на листке бумаги. В ответ на эту просьбу, выраженную очень вежливо, «барышня» попросила Бернадетту приходить к гроту в течение ближайших 15 дней. Во время этих встреч Святая Дева говорила о необходимости покаяния, а также сказала, что хочет, чтобы к гроту пришла процессия и чтобы возле него построили церковь. Тогда же, наблюдавшие за этими событиями очевидцы, видели, как Бернадетта, повинуясь тому, что она слышала, в знак покаяния ползёт к гроту на коленях и ест горькие травы. Тогда же, по приказу Святой Девы, она стала раскапывать руками лужу в глубине грота, и вскоре оттуда забил мощный источник чистой воды. Быстро распространились слухи о том, что этот источник чудесным образом исцеляет тех, кто пьёт из него или умывается его водой. Немедленно нашлись желающие объяснить исцеления естественными причинами, и в их числе мэр Лурда, возмечтавший превратить Лурд в модный курорт. Был сделан химический анализ воды, который показал, что она не имеет никаких целебных свойств и не отличается по химическому составу от воды любого родника в горах. Исцеления продолжались, а вскоре начались и обращения – те, кто уже давно перестал ходить в церковь, вновь приступали к исповеди.

Между тем, на Бернадетту оказывалось чудовищное давление, целью которого было заставить её признаться в том, что она ничего на самом деле не видела и придумала и «барышню», и её поручения. Её пытались запутать, заставить подписать лживые показания, записанные якобы с её слов, угрожали ей и даже собирались поместить в сумасшедший дом, но эта девочка, не умевшая читать и писать, с удивительной твёрдостью, силой духа и простотой настаивала на том, что видела и слышала, не позволяя никому из этих взрослых, образованных и очень житейски опытных людей сбить себя с толку.

25 марта, в Торжество Благовещения Бернадетта вновь просила «госпожу» открыть ей своё имя, и Дева Мария сказала ей: «Я – Непорочное Зачатие». Бернадетта не поняла значения этих слов, но, повторяя их беспрестанно, чтобы не забыть, побежала к дому священника, где повторила услышанное. Священник, который хорошо знал Бернадетту, не мог не понимать, что неграмотная девочка, не знавшая не только латыни, но и французского, всю жизнь говорившая только на диалекте, выдумать этого не могла. Догмат о Непорочном Зачатии был провозглашён Папой Пием IX всего за четыре года до событий в Лурде.

Спустя четыре года, в 1862 году явления в Лурде были официально признаны Церковью, и Лурд стал местом массового паломничества верующих. Многие искали встречи с Бернадеттой. Одних вела вера, других – любопытство, можно сказать, что бедная девочка стала знаменитостью, но ей было очень тягостно внимание к своей персоне, и она старалась всячески его избежать. Она выполнила то, что ей поручила Богородица – передала её весть о необходимости покаяния, у грота была построена церковь, и процессии, о которых говорила Святая Дева, теперь шли к гроту одна за другой. Теперь, считала Бернадетта, она больше не нужна, как метла, которую после уборки дома ставят за дверь. Она искренне повторяла, что в том, что с нею случилось, нет никакой её заслуги. Её простое и чистое сердце подсказывало ей, что Дева Мария выбрала её за её слабость, как мать выбирает самого слабого из своих детей, в то время, как большинство окружающих смотрели на неё как на особенное существо, одни с почтением, другие с завистью. Она говорила: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги...".

Чтобы избежать назойливого внимания к себе, в 22 года она вступила в монастырь милосердных и школьных сестёр в Невере, но и здесь ей было нелегко. Даже в монастыре её преследовали любопытные. Невольно, сёстры искали в ней каких-то особых способностей, которых она не имела. Сама о себе она говорила, что «умеет только хворать». Её определили в лазарет, где она ухаживала, пока была в силах, за другими больными. Здоровье её становилось всё хуже и хуже, туберкулёз, которым она заболела в 14 лет, разрушал её тело, в последние годы опухоль на ноге почти не давала ей ходить. 16 апреля 1879 года, в среду на Пасхальной неделе она умерла со словами: «Боже мой, я люблю Тебя…Святая Мария, Матерь Божия, молись за меня, бедную грешницу!». Тело её, оставшееся нетленным, покоится в Неверском монастыре, где она провела последние 13 лет.

В 1933 году Мария Бернарда Субиру причислена к лику святых. В статье, посвящённой ей в одной из католических энциклопедий, говорится, что она святая не потому, что видела Пречистую Деву, а потому, что вся её жизнь была примером глубокой веры, молитвы и необычайного смирения.


Немало людей были причислены к лику святых лишь потому, что их останки не разложились так, как это положено было самой природой и законами физики и биологии. Церкви повидали мощи святых в различных стадиях мумификации - но это тело поразило всех. Когда, через 30 лет после смерти Бернадетты, ее могила была вскрыта, исследователям предстали мощи девушки необыкновенной красоты. Это даже сложно было назвать мощами - казалось, женщина просто уснула...

Католическая святая Бернадетта стала известна благодаря тому, что, по её уверениям, ей являлась Дева Мария. Явления были признаны Католической церковью подлинными и превратили Лурд в место массового паломничества.

Дочь мельника и прачки

Бернадетта Субиру родилась 7 января 1844 года в городе Лурд. Мария Бернарда, или как её называли, Бернадетта, была старшей из пяти детей семьи, выживших в детстве. Её отец был мельником, а мать прачкой.

Семья была чрезвычайно бедной, девочка не получила никакого образования, в 12 лет она начала работать служанкой.

Явление белой барышни

11 февраля 1858 года Бернадетта собирала дрова и кости для старьёвщицы неподалёку от Лурда, когда вдруг заметила, что находящийся рядом грот озарён светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещённом гроте Бернадетта увидела, как она говорила впоследствии «что-то белое, похожее на барышню».

В последующие несколько месяцев вплоть до 16 июля Бернадетта ещё 17 раз лицезрела видение в гроте. Во время одиннадцати явлений являвшаяся Бернадетте фигура не говорила ничего, потом она, по словам Бернадетты, призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на месте явлений часовню.

В ответ на настойчивые просьбы девочки назвать своё имя «барышня», как её называла Бернадетта, ответила «Я - Непорочное Зачатие». Ответ привёл в недоумение местного священника, поскольку, как он полагал, неграмотная девочка с трудом знавшая даже основы веры, не могла знать о провозглашённом за четыре года до этого папой Пием IX Догмате о Непорочном зачатии Девы Марии.

Открытие родника

По велению явившегося образа Бернадетта на глазах свидетелей ела траву и пила грязную воду в углу грота, как символ покаяния за обращение грешников.

В углу грота впоследствии открылся мощный родник с чистой водой, который почитается в Католической церкви, как исцеляющий.

Сомнения: чудо или каталепсия?

Рассказы Бернадетты о явлениях Девы Марии сначала были восприняты с полным недоверием, тем более, что никто кроме Бернадетты не видел чудесного образа. Местные власти и священник устраивали ей многочасовые допросы и пугали тюрьмой, требуя признаться, что она лжёт, местная газета писала о «девочке, по всем признакам, подверженной каталепсии, будоражащей любопытство лурдского населения».

По словам Бернадетты, явившийся ей образ говорил по-окситански, что только усиливало недоверие и неприязнь, поскольку в глазах образованных людей того времени «диалект», то есть окситанский язык был языком низших слоёв населения.

Признание церковью

Однако впоследствии отношение церкви к лурдским явлениям начало меняться, в 1862 году они были официально признаны. На рубеже 60-х - 70-х годов XIX века ко гроту и источнику в нём начались паломничества.

Нарастающее внимание к ней было неприятно Бернадетте, она подчёркивала, что её собственных заслуг, в том, что ей явилась Богородица, нет никаких. Она говорила: "Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги… Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь ещё более невежественную, чем я, она избрала бы её".

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь сестёр милосердия в Невере, где провела остаток дней, ухаживая за больными и занимаясь рукоделием.

Нетленные мощи

Тело святой Бернадетты эксгумировалось трижды. В первый раз это было сделано в 1909 году, останки найдены нетленными, что послужило дополнительным аргументом для канонизации.

В силу обязательных церковных правил, необходимо было осуществить так называемое каноническое обследование тела усопшей, которое состоялось 22 сентября 1909 г. Подробный официальный отчет о первой эксгумации находится в архиве монастыря Сен-Жильдар.

Там значится, что в 8.30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Неверского, а также членов епархиального трибунала. По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты.

Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело, как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сёстры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.

С научной точки зрения, факт полного сохранения тела Бернадетты после 30 лет пребывания в сырой гробнице – что должно было способствовать его быстрому разложению, тем более, что при жизни Бернадетта страдала от многих болезней, – является чрезвычайным и необъяснимым.

Второй раз тело было эксгумировано в 1919. Обследование тела Бернадетты состоялось 3 апреля 1919 г. в присутствии епископа Неверского, комиссара полиции, представителей местного совета и членов епархиального трибунала. Обследование производилось с той же тщательностью, что и десятью годами ранее, с той только разницей, что каждый из двоих врачей, Талон и Конт (Comte), составляли свои рапорты каждый в отдельности и без взаимных консультаций. Оба их отчета полностью согласуются между собой, а также с предыдущим медицинским заключением, составленным за 10 лет до того врачами Давидом и Жорданом (Jordan).

В 1923 г. Папа Римский Пий XI вынес заключение о «героической степени добродетелей» Бернадетты Субиру, открывая тем самым путь к ее беатификации. Было необходимо осуществить третье и последнее обследование тела, которое было произведено 18 апреля 1925 г., т. е. через 46 лет и два дня после смерти Бернадетты.

При этом присутствовали: епископ Невера, комиссар полиции, мэр города и врачебная комиссия. После принятия требуемой присяги, гроб перенесли в часовню св. Елены и открыли.

День памяти и места паломничества

Место явления Богородицы св. Бернадетте превратилось в один из главных центров католического паломничества. Ежегодно в Лурд приезжает до пяти миллионов паломников. Источники католической церкви утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек.

На месте грота явления воздвигнут санктуарий, храм Нотр-Дам де Лурд.

Святая Бернадетта в искусстве

В 1942 году известный австрийский писатель Франц Верфель написал роман «Песнь Бернадетты», посвящённый Бернадетте Субиру. Годом позже по книге был снят одноимённый фильм, главную роль в нём сыграла Дженнифер Джонс.

Для католиков святая Бернадетта живее всех живых. Фото с сайта www.wikipedia.org

В детстве Бернадетте являлась Дева Мария, после смерти останки женщины, ставшей монахиней, трижды эксгумировали, и каждый раз фиксировалось, что тело абсолютно не подвержено тлению. Сейчас она почитается Католической церковью как святая, ее можно увидеть в прозрачном реликварии в капелле святой Бернадетты в городе Невере на востоке Франции. В отличие от нетленных мощей других христианских подвижников, тело Сибиру сохранилось лучше всего. Кажется, что она просто спит, как сказочная принцесса. В чем секрет неразрушающегося тела и какие есть объяснения этому явлению?

Мария Бернарда Сибиру, или Бернадетта, родилась в 1844 году в бедной семье во французском городе Лурд. Отец был мельником, мать - прачкой. Детство будущей святой было крайне тяжелым. Финансовые дела родителей с каждым годом ухудшались. Со временем отец из владельца мельницы превратился в обычного подмастерья. Семья вынуждена была поселиться на первом этаже бывшей тюрьмы. У главы семейства начались сложности с поиском работы. В такой ситуации девочка не имела возможности получить образование. Стоит отметить, что у девочки были проблемы с прохождением катехизации. Хозяйка и местный священник считали ее слишком невежественной и неспособной понять основы христианской веры. «Она даже не знает, что существует тайна Троицы!» – восклицал священник.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла вместе с сестрой и подругой собирать дрова и кости, которые потом нужно было отнести к старьевщику. Неожиданно она заметила в расположенном рядом гроте свет. Находящийся у входа в пещеру куст шиповника закачался, словно от ветра. В гроте девочка увидела даму в белом. Бернадетта рассказала об этом сестре и подруге, когда те подошли к ней, но оказалось, что те не видели таинственную незнакомку.

Вскоре о видении дочери узнали родители, усмотревшие в этом плод разыгравшегося воображения. Более того, новость была воспринята враждебно. У отца и матери было и без того множество проблем и хлопот, они не желали наблюдать чудачества ребенка. Согласно некоторым источникам, родители побили Бернадетту, когда впервые узнали о ее видении. Несмотря на это, девочка продолжила ходить к гроту и наблюдать женщину в белом.

Вскоре весть о ее видениях начала распространяться сначала по городу, затем по всей Франции. Жители высказывали самые разные мнения об этом. Одни считали видения проявлением «нечистой силы», другие – призраком недавно умершей девушки, третьи – явлением Девы Марии. Многие, конечно, были уверены, что Сибиру все придумывает, чтобы привлечь к себе внимание, либо страдает расстройством рассудка.

Однако мнение, что загадочная леди может быть Богородицей, стало набирать популярность, и у Бернадетты появились сторонники, число которых постепенно увеличивалось. Даже родители в итоге поменяли свою позицию и поверили в видения дочери. При этом народ, приходивший вместе с Сибиру к пещере, никого ни разу там не наблюдал, тем не менее сторонники доверяли словам и утверждениям ребенка. Согласно заявлениям девочки, дама в белом улыбалась ей, давала указания. Однажды «по повелению» таинственной леди Бернадетта вырыла канаву в одном из углов грота и пила оттуда грязную воду. Затем в этом месте якобы забил родник с чистой водой, считавшийся с тех пор целебным. В другой раз Сибиру по поручению загадочной леди ела траву ради покаяния грешников.

В начале марта дама сказала девочке: «Иди к священникам и скажи им, чтобы они пришли сюда с процессией и построили здесь часовню». Задание оказалось трудноисполнимым, представители городского духовенства отрицательно относились к свидетельствам Бернадетты. К тому же против Сибиру активно выступали комиссар полиции Жакоме, королевский прокурор Виталь Дутюр. Они пытались сделать все возможное, чтобы девочка перестала ходить с группой последователей к гроту и утверждать, что видит там некую женщину. Юной духовидице устраивали допросы, пугали тюрьмой, пытались объявить сумасшедшей. Но ничто не заставило ее отказаться от визитов к пещере.

16 июня незнакомка в белом являлась Бернадетте 18 раз. Но девочка, рассказывая о видениях, не утверждала, что лицезрела Деву Марию. Когда у нее спрашивали, кого она наблюдает, ребенок говорил: «Что-то похожее на даму». Одежду созерцаемой женщины Сибиру описывала следующим образом: «У нее белое платье, с голубым поясом, белое покрывало на голове, и на каждой ступне – желтая роза…» Убеждение в том, что маленькая визионерка видит именно Богородицу, высказывали только ее ярые последователи. Девочка же это отрицала.

По многочисленным просьбам «духовидица» пыталась спрашивать у леди в белом, как ее зовут, но ответа не получала. Лишь однажды объект видения назвал себя: «Я – Непорочное зачатие!» Сибиру сообщила об этом людям и духовенству, при этом добавила, что не знает значения имени незнакомки. Священникам же был известен смысл этих слов, что их сильно озадачивало. В 1854 году папа Пий IX объявил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, согласно которому Мария с того момента, как ее зачала святая Анна, не несла на себе первородного греха благодаря особой благодати. Предполагали, что неграмотная девочка не могла знать о булле папы, посвященной непорочному зачатию Девы Марии. Пока священники раздумывали над этой загадкой, скептики предложили свое объяснение. Бернадетта могла на мессе или на улице случайно услышать про непорочное зачатие. Девочка не запомнила этот эпизод, поскольку не понимала значение понятия, которое невольно услышала. Однако само выражение позднее всплыло в памяти.

После 1858 года Бернадетта больше никогда не видела даму в белом. Католическая церковь постепенно перестала относиться к лурдским событиям с враждебностью и скептицизмом или вовсе их игнорировать. Лурд стал местом массового паломничества, люди желали взять воду из родника в надежде на исцеление (со временем вокруг знаменитого грота стали возводить комплекс религиозных сооружений, ныне известный как Санктуарий). В 1863 году «духовидицу» принял епископ Теодор-Огюстен Форкад. В 1868 году Сибиру постриглась в монастырь сестер милосердия в Невере. В 1879 году она умерла от туберкулеза в возрасте 35 лет.

В первой половине XX века тело Бернадетты трижды эксгумировали, поскольку рассматривался вопрос о ее канонизации. Первый раз останки выкопали в 1909 году, верующим сообщили, что отсутствовали следы разложения, кожа и ногти были абсолютно невредимы. Создавалось впечатление, что покойная мертва несколько часов, а не 30 лет, говорили католикам. В 1919 году была произведена вторая эксгумация, на теле якобы по-прежнему отсутствовали следы разрушения. В 1925 году извлечение тела проводится в третий раз, и снова признаков тлена не обнаруживается. Впрочем, по другим свидетельствам, лицо покойной начало разрушаться. После этого останки переносят в реликварий. В том же году совершается беатификация Бернадетты, ее причисляют к лику блаженных. 8 декабря 1933 года лурдскую «духовидицу» канонизируют.

Помимо Сибиру, в истории католицизма были случаи, когда человеческие тела невероятным образом избегали действия времени. Нетленны мощи святых: Дон Ореоне, Шабраль Маклуф, Катарина Лабур, Беата Маргарита, Тереза Маргарита. Однако Бернадетта выделяется тем, что нетленные мощи остальных святых не имеют столь идеального вида. Несмотря на то что останки не подверглись разрушению, они выглядят как мертвые тела. Сибиру же похожа на спящую красавицу в монашеской одежде. Создается впечатление, будто она вот-вот откроет глаза.

Скептики и ученые никогда не были согласны с тем, что нетленность Бернадетты можно объяснить лишь с позиции чуда. Они искали способ разгадать секрет «спящей» монахини. Первоначально предполагалось, что до эксгумаций останки избежали разложения за счет благоприятных условий захоронения. Если бы эта теория была верна, то предметы, находившиеся у покойной, тоже не должны были пострадать. Однако четки заржавели, крестик потемнел. Тогда скептики выдвинули новую гипотезу – тело подвергли бальзамированию до погребения, процедуру провели тайно.

Скептики выдвигали еще одну версию. Допустим, тело по неизвестным пока науке причинам избежало разложения в могиле, но после третьей эксгумации применили восковое покрытие тела. С лица Сибиру сняли отпечаток, на основе которого создали очень тонкую восковую маску. Затем маску аккуратно наложили на лицо покойной. Существуют расхождения мнений касательно рук святой. Одни считают, что руки тоже покрыты воском, другие не спешат делать выводы, мол, загадка нетленности верхних конечностей разрешится в будущем. Версия с восковой маской на сегодняшний день день наиболее распространена.

Существует четвертая гипотеза. Подозревают, что в реликварии находится восковая кукла, а не тело женщины. В прозрачной раке «духовидица» выглядит лучше, чем при жизни. Неужели в могиле останки не только полностью избежали тления, но и смогли преобразиться? Согласно этой версии, настоящие мощи святой никогда публично не выставлялись. Возможно, при эксгумации тело выглядело не идеально либо после трехкратных извлечений начало увядать. Поэтому пришлось сделать очень качественную восковую куклу и выдавать ее за мощи, избежавшие разложения. Приверженцы данной теории не могут ее подтвердить, ведь у них нет возможности изъять мощи из прозрачного саркофага.

Спящая красавица в монашеском облачении продолжает своим видом бросать вызов законам природы. По крайней мере для тех, кто готов беззаветно верить хранителям мощей.


Нетленность - свойство человеческого тела не подвергаться после смерти естественному процессу разложения. Такие тела являются предметом почитания верующих, ведь в католической и православной христианской культуре нетление тела того или иного угодника божьего считается признаком святости. Причины нетленности некоторых тел ученым удалось объяснить. Однако считать эту тайну раскрытой окончательно нельзя.
Нетленность следует отличать от мумификации - естественного процесса высыхания трупа. Часто нетленное тело испускает так называемый запах святости - особый сладковатый аромат цветов, ладана или мирры.

Самым известным нетленным телом считаются останки святой Бернадетты Субиру, которой однажды явилась Дева Мария. Бернадетте было тогда 14 лет. Вскоре девушка ушла в монастырь. Ее тело лежит там по сей день. Бернадетта умерла в 35 лет и была похоронена в 1879 году. Перед тем как признать ее святой, Католическая церковь три раза вскрывала могилу. Свидетелями эксгумации были доктора, священники и другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру нетронуто разложением.
Не так давно католики и предоставили тело Бернадетты для исследования ученым. Оказалось, что святая покрыта... воском. Это было сделано после второй эксгумации, когда тело уже сильно высохло и почернело, однако не разложилось.


21 марта 1943 года в Париже был эксгумирован труп святой Катарины Лабур, умершей в 1876 году. Врач, присутствовавший при эксгумации, потом с удивлением рассказывал, что руки и ноги женщины были гибкими, как будто она умерла лишь вчера, кожа оставалась целой, а волосы поражали своим блеском. Глаза находились в орбитах, и их голубовато-серый цвет не потускнел. Анализ внутренних органов святой показал, что они пребывают в почти прижизненном состоянии.
Катарина Лабур (1806-1876) - дочь крестьянина, в двадцать четыре года ставшая монахиней конгрегации Сестер Милосердия св. Викентия де Поль. Ее послали в Париж, где у общины был дом на улице дю Бак. Приезд совпал с торжественным для монахинь событием: перенесением останков св. Викентия из собора Нотр-Дам в церковь лазаристов на улице де Севр. Как и положено настоящей святой, ей несколько раз являлась дева Мария. Сразу же после приезда вечером у сестры Катарины было видение, первое из тех, которые сделали ее имя знаменитым. Она сама выделяла три видения как главные, начиная с 18 июля 1830 года, когда ближе к полуночи она проснулась от света: «сияющий ребенок» провел ее в часовню, где два часа с ней говорила сама богородица.

Святой Шабраль Маклуф, чьи останки хранились в ливанском монастыре святого Маро Анная, - может быть, самый замечательный из всех них. Когда святой Шабраль умер, то сорок восемь дней по его захоронении в 1899 году у его гробницы случались разные чудеса, включая яркий свет вокруг гроба. К первой эксгумации в 1937 году святой был найден в совершенной сохранности плоти, несмотря на частые ливни, благодаря которым его мощи буквально плавали в грязи.
Тело перезахоронили и оставили в покое еще на двадцать три года - до 1950-го, когда пилигримы, прибывшие к усыпальнице, заметили странную жидкость, просочившуюся сквозь стенки гроба.
При втором вскрытии тело святого по-прежнему было неиспортившимся, гибким и вообще выглядело совершенно живым, хотя укрывающие его одежды оказались покрытыми кровью.
Еще одной странностью, так и непроясненной, была непонятная жидкость, клейкая и маслянистая, которую обильно источала плоть святого Шабраля. Эта субстанция продолжает течь до сих пор, и при каждой ежегодной эксгумации гроб оказывается полон ею на три дюйма. Некоторые полагают, что жидкость обладает лечебными свойствами.
Помимо многочисленных святых, чьи различные части тела хранятся в рекликвариях и считаются верующими доказательствами существования жизни после смерти и бытия бога (или еще нечто подобное), мы можем наблюдать и тела обычных людей, чья судьба была столь же драматичной. Например, спустя 165 лет после казни английского короля Карла I королевским хирургом сэром Генри Халфордом была эксгумирована его отрубленная голова.
"Цвет кожи лица был темный. Лоб и виски практически сохранили мышечное вещество; носовой хрящ не сохранился; но левый глаз на начальной стадии эксгумации был открыт и полон; борода, столь характерная для периода правления Карла, сохранилась полностью. [Голова] была весьма влажной и при прикосновении давала зеленовато-красный оттенок бумаге и полотну. Задняя часть скальпа... имела удивительно свежий вид. Волосы - толстые... на вид почти черного цвета..."
Сохранность головы объясняется тем, как и в каких условиях был похоронен король, но никак не святостью Карла.

Перед тем как человека причисляют к лику святых, Ватиканская группа, которая называется Конгрегация по вопросам святости, проводит эксгумацию тела, обследует и регистрирует степень его сохранности. Здесь берется за работу профессор Фулкери. Он изучал несколько нетленных тел. Среди них - дон Орионе.
Дон Луиджи Орионе жил с 1872 по 1940 гг. Он был проповедником, исповедником и миссионером. Уже в 21 год он основал интернат для брошенных детей. На протяжении своей жизни он объехал весь земной шар, даруя надежду и слово божье нищим. Он оставил свое наследие по всему миру и его последователи основали бесчисленное количество школ и приютов для несчастных и обездоленных.Он умер в 1940 г. Первую эксгумацию провели в 1965 г. Его тело отлично сохранилось. Спустя два с половиной десятилетия не было никаких признаков гниения, никакого запаха. Его волосы, ногти и кожа были сухими, но целыми. Как и в других случаях, его внутренние органы тоже были целыми. Сердце вынули и отправили в его любимую страну - Аргентину.






Похоронные условия могут сильно повлиять на процессы разложения. Вода и тепло ускоряют процесс гниения, а прохладные сухие вакуумные условия помогают сохранить тела и вызывают естественную мумификацию. Дон Орионе был похоронен в сухом прохладном месте в запечатанном гробу в подземном склепе. Эти условия замедляют разложение. Но состояние не всех вечных тел можно так легко объяснить.
Возможно, тело Беаты Маргариты выглядит не идеально, но ей очень много лет. Уже через год от тела остается один скелет. Она умерла в 1464 г. - более 540 лет назад. Беату похоронили вместе с другими телами, все они покоились в одинаковых условиях. Другие тела полностью разложились, а она осталась целой и невредимой.
В 2001 г., когда Беату Маргариту достали из стеклянного гроба, ничто уже не могло защитить ее от современных условий. Окружающая среда начала влиять на ее плоть. Чтобы спасти вечное тело от дальнейшего разложения и ликвидировать уже появившиеся следы разложения, профессор Фулкери и его коллега Назарено Габриэлли - бывший директор комиссии по научным исследованиям музея Ватикана - присоединились к научной комиссии. Их цель - сохранить древнее чудо, используя современную науку.

Забальзамированное тело будет показывать едва заметные признаки усыхания от одного до пяти месяцев после похорон даже без использования замораживания или кремов, способных скрыть запах. По словам Иисуса Пресиадо, который связан с похоронным делом уже тридцать лет, "в целом, менее выраженной патологией (на момент смерти) являются едва заметные признаки некроза". Такие тела прекрасно сохраняются в течение многих лет после погребения. Некоторые из них в особых условиях сохраняются сотни и даже тысячи лет.Тем не менее, все части тела или органы со временем исчезнут, а если они и сохранились, то это или результат бальзамирования, или же воздействия на тело особых условий среды: почва, богатая щелочью, отсутствие кислорода, бактерий, червей, тепла, света и т.п. Кроме того, есть и еще одно объяснение - это так называемый процесс омыления, когда человеческий жир способен превращаться в твердое вещество, препятствующее естественному процессу разложения.